Оказывается, гранадский Художественный центр, членом которого в юности был Лорка, существует до сих пор. (Теперь он называется "художественный и литературный" — El Centro Artístico y Literario de Granada.) И вот сейчас, в нынешнем марте, они отметили столетие со дня вступления Лорки — тогда семнадцатилетнего — в их ряды.
читать дальше"В Центр главным образом входили художники, колебавшиеся между традиционным реализмом и запоздалым импрессионизмом. Но, так или иначе, это был очаг местной культуры, куда стекалась вся творческая интеллигенция Гранады, — вспоминал Франсиско Гарсиа Лорка. — Я помню те времена, когда Центр размещался на улице Католических Королей неподалеку от Пласа-Нуэва, возле замечательного здания суда и изящной церковки святой Анны, которую Федерико впоследствии сделал символом гранадского искусства. Тогда и я иногда бывал там. В Центре собирались представители культурных учреждений города (университета и института), ученики и преподаватели Школы искусств и ремесел, просто любители искусства, журналисты и некоторые — весьма, впрочем, немногие — студенты, которые предпочитали спокойную обстановку Центра слишком уж непринужденным, нерегламентированным сборищам в кафе".
К Художественному центру и у самого Лорки, и у его друзей отношение было сложным. "В конце концов наша группа — "закоулочники" — полностью отделилась от ... Художественного центра, закосневшего в провинциализме и встречавшего в штыки всё новое, — пишет в своих воспоминаниях Хосе Мора Гуарнидо. — Приведу только один пример. Когда Федерико пропагандировал новую живопись, Центр устроил выставку словно в пику кубистам и даже импрессионистам, в которой участвовали наиболее известные местные художники, бытописатели и натуралисты, их убогая декоративная живопись изобиловала мавританскими мотивами — ведь рядом Альгамбра! Из картины в картину кочевали попугаи, корзины с фруктами и, естественно, тюрбаны"...
Франсиско Гарсиа Лорка более мягок в оценках: "Ничего особо выдающегося в этом Центре не было, но и презрения он не заслуживал".
Как бы там ни было, с Художественным центром были связаны важные, "переходные" для Лорки годы: переходные от музыки к литературе. (Хосе Мора Гуарнидо вспоминает о его "блестящих музыкальных выступлениях" в Художественном центре, а позже — уже о выступлениях с чтением стихов.) И приятно, что Центр продолжает существовать — и что там помнят о круглой дате, связанной с Лоркой.
(Вот тут про это можно почитать на испанском.)