Лесли Стейнтон в своей книге о Лорке отмечает, что в 1931-м Л. пишет пьесу "Когда пройдет пять лет" с подзаголовком "Легенда о времени", а Дали в этом же 31-м — свое "Постоянство памяти".
Стейнтон не написала об одной детали, которая делает это совпадение еще более удивительным (не заметила?). Первое действие пьесы начинается в шесть часов:
Часы бьют шесть. <...>
С т а р и к. Шесть часов.
Ю н о ш а. Да, уже шесть, а так жарко.
И заканчивается в те же самые шесть:
Ю н о ш а. Уже поздно. Хуан, зажги свет. Который час?
Х у а н (с особым значением.). Ровно шесть, сеньор.
(То есть время не движется, стоит на месте.) А ведь у Дали на тех часах, которые свисают с дерева, — тоже ровно шесть. На тех, что лежат внизу, на некоей фигуре, часовая стрелка не видна, но похоже, что она тоже направлена вниз, а минутная чуть сдвинулась от двенадцати. Т. е. если предположить, что часовая на шести, то это — самое начало седьмого. А на тех часах, что на переднем плане, положение стрелок ясно видно: без пяти семь. Получается, что на картине длятся эти самые шесть часов — длятся и всё никак не кончатся.
Интересно, что Дали однажды сказал: все, мол, знают эту картину, но никто не помнит, какое время показывают часы. То есть для него положение стрелок было значимым, не случайным.
Постоянство памяти.
Стейнтон не написала об одной детали, которая делает это совпадение еще более удивительным (не заметила?). Первое действие пьесы начинается в шесть часов:
Часы бьют шесть. <...>
С т а р и к. Шесть часов.
Ю н о ш а. Да, уже шесть, а так жарко.
И заканчивается в те же самые шесть:
Ю н о ш а. Уже поздно. Хуан, зажги свет. Который час?
Х у а н (с особым значением.). Ровно шесть, сеньор.
(То есть время не движется, стоит на месте.) А ведь у Дали на тех часах, которые свисают с дерева, — тоже ровно шесть. На тех, что лежат внизу, на некоей фигуре, часовая стрелка не видна, но похоже, что она тоже направлена вниз, а минутная чуть сдвинулась от двенадцати. Т. е. если предположить, что часовая на шести, то это — самое начало седьмого. А на тех часах, что на переднем плане, положение стрелок ясно видно: без пяти семь. Получается, что на картине длятся эти самые шесть часов — длятся и всё никак не кончатся.
Интересно, что Дали однажды сказал: все, мол, знают эту картину, но никто не помнит, какое время показывают часы. То есть для него положение стрелок было значимым, не случайным.
Постоянство памяти.